UKA.ru | в начало библиотеки

Библиотека lib.UKA.ru

детектив зарубежный | детектив русский | фантастика зарубежная | фантастика русская | литература зарубежная | литература русская | новая фантастика русская | разное
Анекдоты на uka.ru

 ДЕВЯТЬ МИРОВ

  (скандинавские мифы)



...Пусть вникают в эту книгу, дабы набраться
  мудрости и позабавиться. Нельзя  забывать  этих
  сказаний или называть их ложью.
   Снорри Стурлусон, "Язык поэзии"



ДВА БРАТА И СКРЫВШИЙ ЛИЦО

Осеннее море с грохотом сотрясало гранитные скалы. Ветер  подхватывал
брызги  и  нес  вглубь  страны,  над  ущелиями  фиордов,   над   каменными
перевалами, мимо снеговых шапок  вершин.  И  даже  орлы,  гнездившиеся  на
неприступных утесах, с трудом могли разглядеть  далеко  в  море  маленькую
рыбацкую лодку.
Шторм давно сломал мачту, сорвал парус  и  утащил  куда-то  в  низкие
тучи. Двое мореходов сперва пытались грести, но тяжелые волны  выхватывали
весла из рук, да и силы кончились быстро - ведь старшему из  гребцов  едва
минуло десять зим, а младшему и того менее -  восемь.  Это  были  Агнар  и
Гейрр„д, сыновья Храудунга, одного из  самых  знаменитых  вождей  Северных
Стран. Буря уносила их лодку от родного берега прочь. Братья едва успевали
вычерпывать холодную воду, хлеставшую через борта.
- Держись, Гейрр„д! - крикнул старший брат младшему. - Мы же викинги!
Дымные очаги и теплые постели - это не для мужчин!
Агнар был доброго и веселого  нрава:  все  ждали,  что  он  сделается
хорошим вождем, справедливым и щедрым. Отцовские воины  охотно  пойдут  за
ним, когда он подрастет.
Гейрр„д отвечал:
- Пусть другие плачут или просят пощады.
Судьба младшего сына - вс„ в жизни добывать самому,  и  богатство,  и
славу, и преданную дружину. Что  ж,  Гейрр„д  обещал  стать  замечательным
воином. Кровавое Копье - вот что значило его имя.
Двое промокших мальчишек упрямо сражались с  волнами,  чувствуя,  как
понемногу стынет кровь в жилах, как  ледяной  ветер  высасывает  последние
силы... Они были сыновьями вождя.  Они  хотели  стать  викингами.  Они  не
привыкли сдаваться.
Наконец, уже в ночной тьме, впереди заревел прибой,  ощерились  белые
буруны.  Братья  отчаянно  вцепились  в  обледенелые  борта,  предчувствуя
гибель. Но вот диво: откуда-то  из  темноты  вдруг  громко  закаркали  два
ворона, и вздыбившаяся волна подхватила лодку,  пронесла  над  оскаленными
клыками камней и вышвырнула на незнакомую сушу. Обоим показалось, что  это
была не простая волна. Поспешно выскочили сыновья Храудунга  на  скрипучий
песок, и - новое диво - тотчас встретили старика.
Был у него синий плащ, гулко хлопвший на стылом ветру, и  широкополая
шляпа, низко  надвинутая  на  единственный  глаз.  Он  привел  неудачливых
рыбаков к себе в дом и велел старухе раздуть пожарче огонь, чтобы обсушить
и согреть нежданных гостей. А поскольку осенние шторма длятся подолгу,  до
самого снега, делать нечего - остались они в том доме зимовать.
Многому научили братьев старик со старухой. И так  вышло,  что  Агнар
привязался больше к хозяйке, а Гейрр„д - к  хозяину.  Когда  же  наступила
весна, старик дал детям вождя хорошую новую лодку, и, как  по  волшебству,
немедля задул попутный ветер. Стали прощаться. Старик отозвал  Гейрр„да  в
сторону:
- Ты понравился мне. Знай же, что ты был гостем Одина, Отца  Богов  и
Людей. Знай еще: я помогу тебе стать знаменитым вождем, таким же, как твой
отец.
Быстро принес ветер лодку к родному берегу.  Вот  показались  впереди
горы, замаячили в  морском  тумане  знакомые  утесы  возле  устья  фиорда.
Гейрред первым выскочил на отцовскую  пристань,  на  просмоленные  дубовые
бревна... и вдруг оттолкнул лодку с братом прочь, крикнув:
- Плыви теперь туда, откуда не возвращаются!
Вот так понял он милость Одина и обещание сделать его вождем.  Агнара
унесло течением обратно в море, потому что в лодке не было весел, и  никто
не заметил его в тумане и не явился на помощь. А вероломный брат, как ни в
чем не бывало, зашагал ко двору Храудунга.
Люди узнали Гейрр„да и приняли его с радостью. Оказывается, его  отец
умер зимой, и вот Гейрр„да посадили на почетное место  в  доме  и  назвали
вождем.
- Он сын хорошего отца, - промолвили старые, покрытые шрамами воины и
по обычаю ударили мечами в щиты. -  Старший  брат  не  вернулся,  но  и  в
младшем добрая кровь!
Возмужал Гейрр„д и сделался прославленным викингом: говорят, была ему
удача во всем. Но, знать, грызла все-таки его совесть - женившись,  назвал
сына Агнаром, по брату. Так прошло много зим...
И вот однажды воины привели  к  Гейрр„ду  незнакомца,  схваченного  у
ограды двора.
- Колдун забрел в твои земли, вождь, - сказали они. - Ни один пес  на
него не лает, даже самый свирепый!
У гостя была длинная седая борода, синий плащ на плечах и широкополая
войлочная шляпа, низко надвинутая на единственный глаз. Не  узнал  Гейрр„д
своего воспитателя, слишком много времени миновало.
- Свяжите-ка ему руки, чтобы не мог колдовать, - приказал он воинам и
обратился к седобородому: - А  ну  отвечай,  кто  ты  таков?  И  кто  тебя
подослал?
У Гейрр„да было немало врагов, а в те времена враждующие вожди  часто
подсылали один к другому злых колдунов  -  навести  порчу,  отнять  удачу,
погубить урожай.
- У меня  много  имен,  -  ответствовал  незнакомец.  -  Иногда  меня
называют Гримниром - Скрывшим Лицо...
Голос его показался Гейрр„ду смутно знакомым.  Но  пленник  замолк  и
ничего больше не захотел говорить.
- Посадите его на пол меж двух очагов, - велел  тогда  Гейрр„д.  -  И
пусть там сидит, пока не изжарится или не станет разговорчивее!
Так и было сделано с Гримниром: восемь ночей сидел он  между  огнями.
Одежда на нем прогорела до дыр и волосы скрутило жаром, а  нутро  ссохлось
от жажды. Иные не верят, что Отец Богов мог быть схвачен  смертными  и  не
сумел уйти из пут с помощью волшебных заклятий; должно быть,  ни  разу  не
пробовали эти люди творить заклинания со связанными руками, да  еще  когда
нет вблизи ни капли воды...
А Гейрр„д смотрел на его муки, потягивая вкусное пиво.
Но на девятый вечер вернулся сын вождя, Агнар, ходивший с  воинами  в
море. Было ему тогда десять  зим,  почти  столько  же,  сколько  его  отцу
когда-то, когда пришла для него пора испытания. Увидел  Агнар  связанного,
измученного старика, услышал, что произошло в доме - и тотчас  подбежал  к
Гримниру с полным рогом питья:
- Плохо поступает отец, пытая безвинного человека!
И затоптал огонь, подобравшийся к гостю так близко, что уже тлел  его
плащ. Вот когда только разомкнул уста Гримнир и стал говорить, и никто  не
мог двинуться с места, пока звучал голос Одина, Отца  Богов  и  Людей.  Он
сказал:
- Счастлив ты будешь, Агнар, племянник Агнара и сын Гейрр„да,  потому
что Бог Воинов желает тебе добра. Скоро ты станешь  вождем  и  повелителем
могучей  дружины.  Никто  еще  не  не  получал  за  глоток  воды  подобной
награды...
И  долго  еще  говорил  Отец  Богов,  потому  что  вернулась  к  нему
божественная сила, и огонь не смел больше приблизиться. Поведал он  Агнару
об Асгарде - славной небесной  стране,  о  чертогах  Богов  и  о  блещущей
золотом Вальхалле, обители героев, не оскверненных  пороком.  Рассказал  о
валькириях, о Мировом Древе и о волке по кличке Обман, бегущем за Солнцем.
Открыл сыну конунга прошлое девяти древних миров и будущее Богов и  Людей.
И наконец вновь повернулся к конунгу и назвал свое имя:
- Не в меру ты, Гейрр„д, пьешь на пирах, помутился твой разум.  Много
у меня имен, но Одином зовут меня Люди.
Тогда только упала с глаз Гейрр„да  мутная  пелена,  понял  он,  кого
предал на муку. В ужасе вскочил вождь с хозяйского места,  думая  оградить
Одина от огня... но соскользнул наземь меч, что он держал на коленях, упал
вниз рукоятью - споткнулся хмельной Гейрр„д и  рухнул  грудью  на  острие.
Один же произнес еще одно заклинание и  исчез,  а  Агнара  вскоре  избрали
вождем, и говорят, что он правил долго и славно - ибо наградил его Всеотец
не  только  удачей  и  властью,  как  Гейрр„да,  но  и  высшей  мудростью,
заповедными знаниями обо всех девяти мирах. Говорят также,  что  у  Агнара
были  дочери  и  сыновья,  и  он  многое  им  рассказал,  чтобы  сохранить
драгоценную мудрость. Ибо  память  живет  дольше  смертных  Людей,  дольше
стального оружия, дольше золота и серебра, зарытого в Землю...



   РОЖДЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

Что было в самом начале времен, не знают ни Люди, ни Боги. Тогда ведь
еще не родился никто, способный запомнить. Быть может, дети Муспелля могли
бы поведать кое о чем, ведь их мир, как говорят, появился раньше других  -
но не много найдется охотников беседовать со свирепыми Сынами Огня.  В  их
стране вс„ горит, вс„ охвачено пламенем. Нет туда доступа никому, кто  там
не рожден и не ведет оттуда свой  род.  Да  еще  сидит  на  краю  Муспелля
великан Сурт, дочерна  обуглившийся  от  жара,  и  огненным  мечом  грозит
всякому, кто пожелает войти... Злая страна!
Сказывают, в начале времен не было ночи и дня, Солнца, звезд и  Луны;
не было холодного моря и заснеженных гор, зеленых лугов и прозрачных  рек,
звенящих по перекатам. Одна только Мировая Бездна Гинунгагап.  И  если  на
крайнем юге ее негасимо горело страшное пламя, то на севере, на самом дне,
царил мрак и вечный мороз. Эта страна называлась Нифльхейм -  Темный  Мир.
Только один источник не поддавался морозу - родник Кипящий Котел. Но  мало
доброго может родиться во тьме, и вода источника была ядовитой. Злые  реки
текли из Кипящего  Котла  по  всей  Бездне:  Св„ль  -  Холодная,  Сюльг  -
Глотающая, Ульг - Волчица и еще другие, не лучше. Когда они отдалились  от
родника, широко разлились и начали замерзать, яд выступил наружу росой,  и
его прихватило морозом. Сделался иней  и  стал  слой  за  слоем  заполнять
бездну Гинунгагап.
Так летели века: снизу, из Нифльхейма, шел холод и свирепая непогода,
но чем ближе к Муспелльсхейму, тем больше делалось  тепла  и  света.  Иней
встречался с теплом, таял и стекал  каплями  вниз.  И  наконец  эти  капли
ожили, и возникло самое первое существо - великан  Имир.  Он  ворочался  в
Мировой Бездне, не зная, куда себя деть, не ведая, зачем живет. У него  не
было жены, сын с дочерью возникли из капель его  пота,  когда  он  вспотел
однажды во сне. От них  пошло  исполинское  племя  -  Хримтурсы,  инеистые
Великаны. Первые Великаны родились злыми и глупыми: это оттого, что  капли
талой воды, давшие жизнь роду Имира, были напоены ядом.  Говорят,  до  сих
пор есть у них потомки на свете. Иногда поэты зовут их  "хладноребрыми"  -
это оттого, что нет в них  настоящей  живой  жизни,  есть  только  желание
рушить и убивать... Но есть и такие, кому в кровь попало меньше  яда,  или
яд рассеялся с  течением  поколений,  а  может,  иным  Великанам  попросту
надоела злоба и глупость - некоторые стали добрыми и гостеприимными,  и  с
ними дружат Боги и Люди.
Когда появился Имир, с ним вместе возникла корова Аудумла; и,  верно,
неплохо доилась эта корова, если достало ее молока  на  прокорм  великану.
Аудумле негде было пастись. Она лизала соленые камни и к  исходу  третьего
дня вылизала из них новое существо, тоже во вс„м подобное человеку, хоть и
не такое большое, как Имир. И вовсе не злобное.
От него пошло славное племя Асов, вот почему его  называют  Бури,  то
есть Родитель. Говорят, он был хорош  собою,  высок  и  могуч.  Он  назвал
своего сына Бор - Рожденный. Бор взял в  жены  дочь  доброго  великана,  и
родились у них дети - Один, Вили и Ве. Минуло время, и эти трое  совершили
такие славные подвиги, что их  назвали  Богами  и  стали  им  поклоняться.
Говорят, младший, Ве, был самым первым жрецом, а  старший,  Один,  подарил
Людям божественное вдохновение, поэзию  и  бешенство  битвы.  Но  об  этом
потом.
Немало пришлось потрудиться сынам Бора, братьям-Богам: сразились  они
против злобного Имира, и говорят, будто множество Великанов утонуло в  его
крови, когда он наконец пал. Братья кинули  тело  Имира  в  самую  глубину
Мировой Бездны и сделали из нее Землю, а из крови  -  озера,  реки,  моря.
Кости Имира стали горами, из осколков костей и зубов вышли скалы и  валуны
-  недаром  они  до  сих  пор  торчат  из  воды,  норовя  пропороть  днище
доверчивому кораблю... Из черепа Имира Боги  построили  небосвод,  а  мозг
бросили в воздух и сделали облака - вот почему так  коварны  темные  тучи,

 
в начало наверх
грозяшие то метелью, то градом. Потом Боги взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из пламени Муспелля, и прикрепили их к небу. Так получились неподвижные звезды. Другим искрам Боги позволили летать в поднебесье, но каждой назначили место и уготовили путь. Между тем в мертвом теле Имира завелись черви; Боги наделили их разумом и дали обличье, схожее с человеческим, и от них пошел род Карликов - двергов. Они до сих пор живут под землей и внутри скал и боятся солнечного света, потому что он превращает их в камни. Карлики невелики ростом, но очень сильны. Так сильны, что четверым из них Боги доверили поддерживать небо там, где оно всего ближе к земле. Эти Карлики стоят по четырем углам света, их так и зовут: Аустри, Нордри, Вестри и Судри - Восточный, Северный, Западный, Южный. Земля получилась округлая, а кругом нее глубокий Океан. Что там за ним? Древняя бездна Гинунгагап, куда обрываются море и суша и где по-прежнему нет жизни и света, лишь звездные искры Муспелля да вековой холод Темного мира? Или, может быть, там другие вселенные, устроенные другими Богами? И кажется людям, что беспределен тот Океан и нельзя его переплыть... ДЕВЯТЬ МИРОВ Славную работу исполнили Боги: из волос Имира возникли деревья и травы, и зазеленела земля, начали заселять ее звери и птицы, в воде завелись рыбы, по сырым местам - змеи да ящерицы. И вот однажды шли сыновья Бора - Один, Вили и Ве - берегом моря и увидали два дерева: могучий ясень и рядом гибкую иву. - Слышите, братья, как шумят они на ветру? - сказал задумчиво Один. - По-моему, этим двоим скучно стоять здесь среди камней. Вот бы им еще румянец жизни, дыхание да судьбу! - Если бы они могли ходить и разговаривать, как мы, - сказал Вили. - Поглядеть бы, что из этого выйдет! - Мы станем сильней, если нам начнут поклоняться, - сказал Ве, первый жрец. Поразмыслили Боги, а потом взяли деревья и вырезали из них Людей. Один, старший из братьев, дал им душу и жизнь, Вили - разум и движение, а Ве наделил пригожим обликом, речью, слухом и зрением. И дали мужчине имя Аск, то есть Ясень, а женщине имя Эмбла, что значило Ива. Вместе с именами Боги подарили Людям одежду - вот откуда пошел обычай дарить что-нибудь, нарекая имя или прозвание. Тогда, говорят, юные Боги взяли веки Имира и огородили ими середину Земли, потому что по берегу океана и в неприступных горах позволено было жить Великанам, и следовало Людей от них защитить. Так был огорожен Срединный мир, Мир Людей, и оттого зовется он Мидгард - "то, что огорожено". А Великанов называли Турсами, Хримтурсами или Иотунами, и поэтому их мир зовется Иотунхейм, а иногда еще Утгард - "то, что за оградой". Там чужая, враждебная Людям земля, никогда не знавшая семени и сохи. Там бродят людоеды-Тролли и страшные, покрытые инеем Великаны - кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла... Себе Боги отвели место на небе и назвали свой мир Асгард - Крепость Асов, потому что Асами звалось племя первых Богов. Другие Боги, племени Ванов, стали жить в мире Ванахейм. Карлики-дверги, обитатели подземелий, взяли себе Нифльхейм - им с их огнедышащими кузнечными горнами никакой мороз нипочем. Карлики неплохо обжились в Мглистом Краю, начали рыть подземные ходы в Мидгард и появляются, говорят, порою даже в Асгарде. Когда родились существа, прозванные светлыми и темными Альвами, те и другие тоже получили свои миры. А когда в жизнь вошло зло и начали умирать Люди и Боги - появился Мир мертвых, угрюмый мир Хель... Но об этом потом, а вначале все жили в покое и тишине, и Асы веселились на зеленом лугу, играя золотыми фигурками на доске. Говорят, все вещи и утварь в ту пору у них были из золота, и оттого этот век иногда зовут Золотым. В те времена Солнце, слепленное Асами из искр Муспелля, стояло неподвижно на небе, и с ним стояла Луна. Но потом родилась дочь у одного великана - сумрачная и темноволосая, и он назвал ее Ночь. А вот ее сын удался веселым и светлолицым, потому что муж Ночи был из Богов. Один дал матери и сыну двух коней и две колесницы и послал в небо, чтобы каждые сутки объезжали они всю землю. До сих пор несется по небу Ночь и правит конем по кличке Инеистая Грива, и каждое утро орошает землю пена, стекающая с его удил... А конь Дня зовется Ясная Грива, и грива его озаряет землю и воздух. Люди же нарекли времена суток именами матери и сына, и с тех пор ведется обычай считать время в ночах, ведь Ночь старше Дня, она ему мать. А еще у одного человека было двое детей, прекрасных и светлых лицами, и он звал дочь Солнцем, а сына Месяцем. Они тоже были взяты Богами на небо, и девушка правит конями, впряженными в солнечную колесницу. Коней зовут Арвак и Альсвинн - Ранний и Быстрый, и под дугами у них висят кузнечные мехи, которые раздувают Солнце и дают прохладу коням. А братец Месяц везет на колеснице Луну, и говорят, что ему послушны все звезды. И все было бы хорошо - но родились в Железном Лесу, в Иотунхейме, два чудовищных волка - Обман и Ненавистник, и погнались за светлыми колесницами, надеясь проглотить Солнце и Месяц. Век за веком длится погоня и кончится только тогда, когда всему миру придет пора гибнуть в огне и вновь возрождаться... Но об этом потом. ЧУДЕСНОЕ ДЕРЕВО Все, что делается смертными, живущими на земле, в начале времен уже было сделано кем-нибудь из Богов. Боги возвели самую первую стену, сшили самую первую одежду и вылепили самый первый горшок. Боги принесли самую первую жертву и составили самый первый закон. Вот почему так трудно обрести что-нибудь новое: сложить песню, построить корабль, открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого великий ум и немалая смелость: как знать, добрый или злой дух послал открывателю вдохновение? И чего ждать от перемен - добра или худа?.. Оттого всякое новое дело, будь то сев или битва, лучше начать мудрому, знающему человеку. Оттого так держатся люди старых заветов - сквозь поколения и поколения несут они знания и законы, подаренные Людям Богами на самой заре времен, когда не было вражды и раздора. Вот почему ругают старые молодых - не так, мол, живете! ...Говорят, в древности люди строили свои дома у подножий могучих деревьев, чтобы крепкие стволы служили опорой. Они хотели устроить свои жилища подобно Вселенной: ведь посередине ее Боги вырастили дерево, чтобы оно пронизало собой все девять миров и связало их воедино. Это дерево - ясень, и говорят, что нет равных ему по мощи и красоте. Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Мидгард людей, а крона - выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет лучшей дороги. Три корня у дерева, и далеко расходятся эти корни. Один - у Асов на небесах, другой - у инеистых Великанов, там, где прежде была бездна Гинунгагап. А третий корень тянется к Темному Миру Нифльхейм, и все еще бурлит под ним поток Кипящий Котел. В ядовитом источнике поселился злобный дракон Нидх„гг, он грызет корень ясеня, надеясь погубить Людей и Богов... Под тем корнем, что в Иотунхейме, тоже бьет ключ, и всякий, кому доведется испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь род исполинов - древнейший. Но самый священный источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова, говорят, его священная сила, что все попавшее в его воду становится белым, как пленка, лежащая под скорлупою яйца. Вот почему все белое называют прекрасным, вот почему светловолосые люди красивее темноволосых. А еще живут в том источнике прекрасные белые птицы - два лебедя. От них пошел весь лебединый род, ибо таково уж свойство Мирового Древа: хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы, какие только можно найти на земле, зреют все плоды и все семена, а в ветвях живут все звери и птицы, там их дом, оттуда сходят они наземь, чтобы родиться. Листья ясеня служат им пищей - оленям, козам, коровам и даже волкам, ибо Асгард слишком священен, чтобы там могла быть пролита кровь. Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Говорят, там стоит прекрасный чертог, и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее - вот что значат их имена. Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо все, что произойдет с Людьми и с Богами. Рождается человек, и тотчас являются к нему Норны - судить судьбу. Урд, Верданди и Скульд - главные Норны, но есть еще много других, добрых и злых. Неравные дают они людям судьбы: у одних вся жизнь в довольстве и почете, у других, сколько ни бейся, ни доли, ни воли, у одних жизнь длинная, у других - короткая. Людям кажется, все дело в том, что за Норны стояли у колыбели: если они добры и из хорошего рода, наделят новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые Норны. Бывает и так, что родители малыша забудут позвать какую-нибудь из Норн или обидят ее на пиру, и в отместку она нагадает такое, что трудно поправить даже Богам. Но достойно прожить доставшуюся жизнь, будь она счастливой или бессчастной - дело самого человека, тут никто ему не помощник. Норны черпают из священного источника воду и поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли его ветви и гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли девять миров...

ВВерх