----------------------------------------------------------------
        Всякое коммерческое использование произведений без
        согласования c автором запрещено. Автор рассмотрит
        предложения о публикации oт любых заинтересованных
        издательств и журналов.
----------------------------------------------------------------
Вистар
                            СВОЙ МИР
     За окном  идет  дождь.  Капли  воды  скользят  по   стеклу,
оставляя извилистые следы.  Из окна моего офиса видно,  как люди
уныло бредут по мокрым тротуарам с зонтиками в руках и поднятыми
воротниками плащей.  По  улице  катятся машины;  они все кажутся
одинаково серыми, словно этот дождь смыл все краски.
     Дождливый осенний день.  Точно такой же день был тогда, год
назад, когда...
     Усилием воли  отгоняю  воспоминания  прочь,  возвращаюсь  к
столу, сажусь  в  кресло  и  вяло  перебираю  бумаги,  аккуратно
разложенные на  столе  секретаршей.  Факсы,  деловая  переписка,
фирменные бланки с эмблемой "Свой мир" в  уголке.  Дела  идут  в
гору, прибыли  растут  с  каждым днем,  объем продаж виртуальных
конструкторов модели "Космократор" вырос за последний год  почти
вдвое.
     Я помню,  как все это начиналось.  Разговоры о  Виртуальной
Реальности начались  еще  в  80-х годах прошлого века,  но тогда
дело так и не пошло дальше игровых телеприставок и  спецэффектов
в фантастических   фильмах.  Постепенно  компьютеры  становились
совершеннее, появилось программное обеспечение,  способное  дать
ощущение реальности  виртуального  мира.  К  концу восьмидесятых
технология ВР   начала   потихоньку   выходить   из    секретных
лабораторий военных  ведомств.  А  в  начале 90-х появилась наша
фирма - "Свой мир".  Смешно вспоминать,  с чего мы начинали -  с
двух потрепанных компьютеров, с оборудования, собранного большей
частью собственными руками.  Поначалу,  чтобы выжить в  условиях
"дикого рынка" и встать на ноги, приходилось заниматься дешевыми
компьютерными играми.  Но мы с  друзьями  были  тогда  молоды  и
энергичны, мы верили в свой успех, потому что знали - наше время
еще настанет.
     Я собирал    к    себе   лучших   специалистов,   настоящих
компьютерных фанатов.  И  когда  грянул  наконец   Великий   Бум
Виртуальной Реальности,  мы встретили его во всеоружии. Подумать
только, мы,  никому не известная фирма,  опередили и японцев,  и
американцев! Мы выбросили на рынок первую модель "Космократора",
и он в считанные  месяцы  завоевал  весь  мир.  Это  было  время
жестокой и  упоительной борьбы с конкурентами много сильнее нас.
Но мы выстояли,  потому что дали людям именно то,  что  им  было
нужно.
     Люди никогда  не  бывают  полностью   удовлетворены   своей
жизнью, им всегда чего-то не хватает - денег,  славы,  власти...
Люди всегда  стремились  уйти  от  тягостной  реальности  в  мир
сладостных грез и видений. И мы дали им совершенный наркотик. Не
причиняющий вреда наркотик,  который нужен  всем.  Наркотик  под
девизом "Создай  свой  мир!"  Любой,  кто  купит  "Космократор",
действительно может   создать   СВОЙ   МИР,   воплощение   своих
стремлений и   мечтаний.  Достаточно  одеть  видеошлем  -  и  ты
переносишься в  мир,   где   тебя   ждет   безграничная   власть
всемогущего Космократора твоей вселенной, в мир полного забытья,
после возвращения из которого настоящая реальность кажется такой
тусклой и унылой...
     Мой взгляд останавливается на листке перекидного календаря.
Пятое октября. Сегодня ровно год с тех пор, когда Кристина...
     - Дмитрий Андреевич, - звучит из динамика голос секретарши,
-  вы просили напомнить,  что сегодня на восемнадцать тридцать у
вас  назначена  встреча  с  представителем  японской  корпорации
"Мицуи" господином Якамото.
     - Отмените  встречу.  Позвоните  Якамото  и  передайте  мои
сожаления. В общем, вы сами знаете, что говорят в таких случаях.
     Я отключаю  селектор,  откидываюсь  на  спинку   кресла   и
закрываю глаза.  Плевать.  Плевать  я  сегодня  хотел  на  этого
японца, плевать на многомиллионный контракт. Сегодня ровно год с
тех пор, как Кристина ушла навсегда.
     Снова нажимаю кнопку селектора.
     - И еще. Вызовите к подъезду мою машину. Я еду домой.
     - Хорошо, Дмитрий Андреевич.
     Надеваю плащ  и не спеша иду к выходу.  Освещенные холодным
светом люминесцентных ламп коридоры  пусты.  Это  и  к  лучшему:
сейчас мне ни с кем не хочется говорить. Спускаюсь по лестнице в
вестибюль и выхожу через огромные стеклянные двери на улицу.
     Меня ждет  Сергей - мой шофер и телохранитель в одном лице:
рост под два метра, квадратная челюсть, угрюм и молчалив.
     Садимся в машину  -  серебристый  "мерседес"  модели  97-го
года. Сергей поворачивается ко мне с вопросительным взглядом.
     - Домой, - коротко говорю я, и этого достаточно.
     "Мерседес" мягко  трогается  с  места и выезжает на дорогу,
вливаясь в поток движения.  Я достаю из пачки сигарету, не спеша
закуриваю ее, глядя в окно.
     На город спускается ночь.  Небо затянуто тучами,  и сумерки
сгущаются быстро.  Зажигаются огни. Мягкий свет витрин магазинов
и вспышки рекламы отражаются в мокрых  черных  тротуарах.  Город
сменяет ритм рабочего дня на ритм ночной жизни.
     Шумный деловой  центр  остается   позади.   Негромко   урча
мотором, "мерседес"  сворачивает  на  тихую улочку.  Здесь стоит
дом, в котором я живу.  Вот он - двадцатичетырехэтажная башня  в
стиле "супермодерн".    Сергей    выруливает    к   подъезду   и
останавливает машину.
     - Поставь  машину  в  гараж  и  можешь  идти,  -  говорю я,
открывая дверцу. Сергей молча кивает.
     Выхожу из "мерседеса". Капли дождя сразу же падают на лицо,
холодный воздух обжигает легкие.  Щелчком  выбрасываю  сигарету,
прячу руки  в  карманы  и спешу подняться по ступеням подъезда к
зеркальной двери.
     В холле  блаженно  тепло.  По  стенам вьется пышная зелень,
сверху струится неяркий свет, отражаясь во множестве зеркал.
     - Господин Орловский!
     Я оборачиваюсь.  Ко  мне  спешит   консьерж   -   невысокий
лысоватый мужичок с подобострастными глазками.
     - Добрый  вечер,  Дмитрий  Андреевич,  -   говорит   он   с
заискивающей  улыбкой  и  протягивает сегодняшнюю почту.  - Ваша
корреспонденция.
     - Благодарю...  э... - Я хочу добавить его имя-отчество, но
никак не  могу  вспомнить,  как его зовут.  Консьерж кланяется и
уходит. Холуй.
     Вызываю лифт  и  просматриваю   почту.   Газеты,   журналы,
рекламные  проспекты,  несколько  писем...  Ничего  интересного.
Наконец подходит  лифт.  Пока  кабина  поднимается  ко  мне   на
семнадцатый этаж, листаю журнальчик.
     Двери лифта открываются с мелодичным звоном.  Я поворачиваю
от  лифта  направо,  открываю  свою  квартиру  и вхожу в темноту
прихожей.  Захлопнув за  собой  дверь,  включаю  свет,  медленно
раздеваюсь и вешаю плащ в шкаф.  В квартире темно и тихо. Теперь
здесь всегда царит тишина,  с того дня,  как ушла Кристина...  Я
один в огромной роскошной квартире.
     Ужинать на хочется.  Я иду в гостиную и  сажусь  на  диван.
Вокруг смыкается кольцо безмолвия,  только капли дождя монотонно
стучат по карнизам. Дождь. Пятое октября. Год назад в этот самый
день    Кристина    ушла,    оставив   записку,   состоящую   из
одного-единственного слова:  "Прощай".  В памяти вновь возникает
ее   образ.   Как  она  была  красива!  С  мечтательными  синими
глазами...  Но я знал,  что за ее хрупкой внешностью  скрывается
твердый характер.  Она была похожа на орхидею - нежный и сильный
цветок.  И я дарил ей орхидеи,  я дарил ей все лучшее, что 
купить за деньги,  хотя знал,  что деньги для нее не главное.  У
нее было все,  о чем только могла мечтать любая другая  женщина.
Но  однажды Кристина ушла,  не взяв ничего из того,  что я дарил
ей,  - ни драгоценностей,  ни  дорогих  платьев.  Я  не  мог  ее
удержать. Это было хуже, чем пощечина. Она просто ушла.
     Я нанял частного детектива, который выследил ее. Оказалось,
что   Кристина  уехала  в  другой  город,  нашла  работу,  сняла
крохотную однокомнатную квартиру и живет там совсем одна.  Я  не
стал ее трогать,  потому что знал ее характер и понимал:  она не
вернется.
     Прошел уже   целый   год...   Я  подхожу  к  бару,  наливаю
полстакана шотландского  виски  и  залпом  опрокидываю  в   рот.
Становится еще  хуже.  Почему она ушла?  Снова наливаю янтарного
скотча и обессилено опускаюсь в кресло.  Тупо смотрю прямо перед
собой и  не  сразу  понимаю,  что  смотрю  в  зеркало,  на  свое
отражение. Господи, неужели это я?! Злые глаза, судорожно сжатые
губы... Дрожащей рукой отбрасываю упавшие на лоб волосы.  Да,  я
стал таким за этот год без Кристины.  Я сходил с  ума  от  одной
мысли, что  никогда  не смогу вернуть ее.  Она должна быть моей,
только моей!.. Что ж, да будет так.
     Встаю и  на негнущихся ногах,  как лунатик,  иду в комнату,
где кроме меня не  бывал  никто.  На  двери  электронный  замок.
Набираю  на  клавиатуре:  "Кристина".  Что  еще  может быть моим
кодовым  словом?  Дверь  отъезжает  в  сторону,  и   в   комнате
зажигается мертвенно-белый свет.  Вхожу внутрь, и дверь бесшумно
закрывается за моей спиной.
     Несколько минут стою неподвижно, окидывая комнату взглядом,
как будто что-то здесь могло измениться.  Посреди комнаты  стоит
кресло  с  откидывающейся  спинкой.  На  пульт  небрежно  брошен
видеошлем.  Всю дальнюю стену  занимают  высокие,  под  потолок,
металлические шкафы электронных блоков.  Снаружи не проникает ни
один звук.  Мертвенный свет в сочетании с абсолютной  тишиной  и
молочно-белым пластиком,  которым отделаны пол, потолок и стены,
создают  ощущение   призрачности.   Очертания   всех   предметов
становятся  зыбкими  и  нечеткими  в  этом  сиянии,  будто здесь
пролегла грань, за которой законы реального мира не действуют.
     Я сделал  это.  Конечно,  потратил  уйму денег,  но добился
своего. На  базе  суперкомпьютера  я  создал  такой  конструктор
Виртуальной Реальности,    по    сравнению    с   которым   даже
"Космократор" последней модели не больше,  чем детская  игрушка.
Вот они - Врата в мой собственный мир.
     Я сажусь в кресло,  в  привычном  порядке  нажимаю  кнопки,
включаю аппаратуру  в  рабочий режим.  Много раз входил я в свой
мир через эти Врата,  но почему сегодня  так  дрожат  мои  руки?
Почему мне так хочется увидеть ее именно сегодня?
     Надеваю видеошлем,  откидываюсь в кресло,  погружаюсь в его
мягкие объятия.   Тело   теряет   ощущение  тяжести,  становится
невесомым, как во сне. Кресло начинает медленно вращаться, и это
вращение сбивает  с  толку  вестибулярный аппарат,  окончательно
отрывает мои чувства от реальности. К горлу подкатывает тошнота,
но это   длится  лишь  мгновение,  затем  наступает  невыразимое
блаженство. Я   парю    в    бесконечном    пронзительно-голубом
пространстве. Со всех сторон льется тихая музыка. Я вошел в свой
мир, где все подвластно только мне.
     Несколько секунд  я  свыкаюсь  с  новыми ощущениями.  Гулко
бьется сердце. Мне надоедает одиночество, я хочу, чтоб появились
облака - и они появляются,  ослепительно-белые,  вверху и внизу,
заполняя пространство.   Я   лечу   сквозь   них,    наслаждаюсь
стремительностью полета,  хочу  ощутить скорость и слышу,  как в
ушах свистит ветер...  Кажется,  будто в этом  парении  проходит
вечность, прежде  чем я вспоминаю,  для чего вошел в свой мир на
этот раз.  Оглядываюсь в бело-голубом пространстве и вижу далеко
внизу светлую точку.
     Устремляюсь к ней. По мере приближения точка увеличивается,
разрастается  в  стороны,  превращаясь в огромный диск,  парящий
безо всяких опор в пространстве, наподобие свифтовской Лапуты.
     Это действительно  летающий остров.  Я не видел его раньше,
но это не удивительно.  Эта иллюзорная  и  вместе  с  тем  такая
реальная вселенная  бесконечна,  тысячи жизней не хватит,  чтобы
увидеть все ее чудеса.  Здесь каждый раз    увидеть  что-то
новое, как  в калейдоскопе.  Я видел в предыдущих странствиях по
Виртуальной Реальности и  сюрреалистические  пейзажи,  достойные
кисти Сальвадора Дали, и вообще невообразимые миры.
     Я облетаю остров вокруг.  Он окутан туманом. Движением руки
разгоняю туман, еще одно движение - и по всему острову мгновенно
вырастают джунгли.  Сочная  зелень  тропической   растительности
радует глаз.  Лечу  над островом,  внося все новые штрихи в этот
райский пейзаж.  Появляются прохладные прозрачно-голубые  озера,
бегущие по камням ручьи,  миниатюрные хрустальные водопады...
     Я поднимаюсь  выше.  Весь  остров  виден  как  на   ладони,
окруженный   лазурной   пустотой.  Легким  усилием  мысли  меняю
виртуальное  пространство.  Теперь  вокруг  острова   раскинулся
бескрайний  синий  океан.  Его  волны  блестят  в лучах золотого
солнца.  Создаю коралловый пляж,  а под конец возвожу на  берегу
океана   дворец.   Он   возникает  подобно  сказочному  видению,
ослепительно сияя белым мрамором.  Широкая лестница спускается к
океану, и волны плещут на нижних ее ступенях. Я спускаюсь вниз и
вхожу через колоннаду портика во дворец,  в огромный  зал.  Лучи
солнца проникают сквозь высокие окна, заставляя сверкать золотые
стены  и  пол,  выложенный  замысловатым  узором  из  рубинов  и
сапфиров.
     Вот теперь все готово.  Я оборачиваюсь и вслух произношу ее
имя.  Голос эхом отдается под сводами. Скрестив руки на груди, я
жду ее появления,  глядя в синий простор океана.  Я спокоен. Она
появится, ведь в этом мире мне послушно все, даже она...
     И все же на миг меня охватывает непонятное смятение,  когда
между белых колонн появляется озаренный солнцем знакомый силуэт.
     Кристина входит  в  сверкающий  зал  такой,  какой   я   ее
запомнил:  в  платье фиалкового цвета,  с ниткой янтарных бус на
шее.  Она садится на тут же созданную  мной  скамеечку  и  молча
смотрит  на  меня.  Ее  рассыпанные по плечам волосы золотятся в
солнечном свете,  их слегка шевелит долетающий с  океана  теплый
бриз.  Как  мне  хочется коснуться ее волос!  Но я стою и просто
смотрю  на  нее.  В  ее  синих   глазах   нет   больше   прежней
мечтательности,  в них появилось какое-то новое,  незнакомое мне
выражение.
     Я знаю,  меня  толкнуло  на  этот  шаг отчаяние.  Я потерял
Кристину в  настоящем  мире,  но  вместо  нее  создал  Кристину,
принадлежащую только  мне...  Я  смоделировал  ее  в виртуальном
пространстве компьютерной  реальности.  Чертовски  трудно   было
воссоздать ее  образ.  Для  этого  потребовалась мощность целого
суперкомпьютера, но ведь мне нужна была НАСТОЯЩАЯ Кристина, а не
говорящая кукла,  похожая  на  нее  внешне.  Теперь эта Кристина
говорит точно так  же,  как  и  та,  настоящая,  у  нее  тот  же
характер, та  же походка,  те же любимые жесты...  Я учел все до
мелочей. Кто еще может знать ее лучше, чем я?
     Кристина смотрит  на  меня  каким-то отстраненным взглядом,
как будто рассматривает неодушевленный предмет.
     - Зачем ты пришел?
     - Увидеть тебя.
     Уголки ее рта едва заметно трогает ироничная полуулыбка.
     - Ты знаешь,  что сегодня  за  день?  -  спрашиваю  я.  Она
молчит, и я отвечаю сам:  - Ты ушла от меня ровно год назад. И я
хочу спросить - почему? Ведь ты любила меня.
     В ее синих глазах скользят печальные тени.
     - Да.  Но ты давно уже стал другим,  Дмитрий.  Ты  даже  не
заметил, как  я решила уйти...  Ты сам не замечаешь,  как сильно
изменился с тех пор,  как к тебе пришел успех.  Работа полностью
поглотила тебя - рост капитала, прибыли, выгодные контракты...
     - Я делал все, чтобы обеспечить тебя.
     - А может,  нужно было еще что-то,  кроме денег? - негромко
говорит Кристина. - Совсем немного тепла и внимания, например...
Ты видел  во  мне  только  красивую  женщину,  с которой приятно
появиться на каком-нибудь банкете.  А я не  хотела  быть  просто
куклой. Поэтому я ушла.
     Каждое ее слово пронзает меня словно тонкая ледяная стрела.
Я   чувствую,   как  внутри  вскипает  жгучая  волна  злости,  и
виртуальный мир мгновенно реагирует на перемену во мне:  темнеет
океан,   наливаются   свинцовой   серостью   его   волны,   небо
заволакивают грозовые облака,  закрывают солнце. Свет становится
зловеще серым.
     - Но ты,  как видишь,  осталась моей!  -  Я  уже  с  трудом
сдерживаю свои чувства. Сердце колотится в груди с бешеной силой.
     Кристина снова загадочно улыбается.
     - Ты превратился в настоящего собственника,  Дмитрий.  Тебе
следовало бы жить в средневековье.  Тогда какой-нибудь дон вроде
тебя запросто  мог пленить себе на забаву женщину в своем замке,
чтобы она принадлежала только ему одному.  Ты поступил точно так
же, заточив меня в компьютер.
     Моя ярость вырывается наружу с  раскатистым  ударом  грома.
Вспыхивает молния,  и роскошный зал в одно мгновение сжимается в
тесную камеру подземелья, с плесенью на серых каменных стенах, с
красноватым трепещущим  пламенем  факелов,  с зарешеченным окном
под потолком.  Ржавые  железные  цепи,  продетые  в  кольца   на
потолке, живыми змеями опутывают Кристину, заламывают ей руки за
спину, рывком вздергивают ее вверх.
     Мне хочется  ударить  ее,  причинить  ей  боль,  чтобы  она
закричала... Сколько раз я  уже  входил  в  свой  мир  и  убивал
Кристину разными способами, мстя за то, что она ушла, терзая ее,
находя в том сладостное удовлетворение,  подвергая пыткам,  один
вид которых заставил бы сжаться сердце самого Торквемады.
     - Не смей говорить так!  Не  смей,  слышишь?!  -  кричу  я,
задыхаясь от злости.  - Я верну тебя в реальном мире.  Ты будешь
моей!!!
     Я наотмашь  бью ее по лицу.  Но Кристина не кричит от боли.
Она смотрит не меня совсем без страха,  и это  приводит  меня  в
бешенство.
     - Нет, Дмитрий, ты проиграл.
     Синева глаз Кристины тверда и холодна,  как алмаз.  Цепи со
звоном осыпаются с ее рук,  растворяются в  воздухе,  подземелье
исчезает, стены  разворачиваются  в  какое-то  неясное эфемерное
пространство. Вокруг нас клубится мерцающий зеленый туман.
     Меня сковывает внезапный страх.
     - Ты проиграл, потому что слишком стремился к совершенству.
- Кристина смотрит на меня уже просто с жалостью.  - Ты создал в
виртуальном пространстве меня,  абсолютную копию той,  настоящей
Кристины, но забыл о законе самоорганизации сложных систем...
     Ее спокойный голос не сразу проникает в мой мозг,  но когда
я понимаю наконец,  что значат ее слова, страх переходит в самый
настоящий ужас. Она вышла из-под моего контроля...
     - Я  давно  уже  перестала быть твоей игрушкой,  и не могла
допустить, чтобы ты причинил вред мне или той, другой Кристине.
     Я в  ужасе отшатываюсь от нее,  судорожным усилием напрягаю
волю,  чтобы вырваться из этого кошмарного видения,  вернуться в
реальность,  -  и мне это удается.  Гулко стучит в висках кровь,
сердце,  кажется,  вот-вот выскочит из груди.  Срываю видеошлем,
хватаю  воздухом  рот  и...  вижу  стоящую передо мной Кристину,
окруженную белым сиянием.
     - Ты!  -  вскрикиваю  я  срывающимся  на  фальцет голосом и
вскакиваю из кресла. - Как ты попала в реальный мир?!
     - В реальный мир?  Нет,  это мой мир, - говорит она все тем
же спокойным тоном.  - Я  создала  в  компьютерном  пространстве
модель настоящего мира, а ты, Дмитрий, ничего даже и не заметил.
Твой разум заблудился в бесконечном множестве миров,  вложенных,
как матрешки, один в другой, и никогда уже не сможет вернуться в
тот единственный настоящий мир. Ты останешься здесь навсегда.
     Я медленно  отступаю назад.  Значит,  тот мир,  в котором я
жил, который  считал  таким  реальным  -  всего  лишь  одна   из
бесчисленных ипостасей   Виртуальной   Реальности...  Моя  спина
упирается в  стену.  Ноги  подкашиваются,  я  вяло  сползаю   по
гладкому белому пластику.
     Из горла  вырывается  мучительный  крик,  и  мое   сознание
раскалывается как разбитое зеркало на тысячи осколков, каждый из
которых еще отражает крохотный кусочек Реальности, и осыпается в
пустоту, оставляя после себя черное Ничто.
--------------------------------------------------------------------
"Книжная полка", http://www.rusf.ru/books/: 06.06.2002 12:19




Реклама: